zl0bster2 (zl0bster2) wrote,
zl0bster2
zl0bster2

Марк Твен, Порошенко и регресс

Так вышло, что на днях я перечитывал Марка Твена - всем известные "Приключения Тома Сойера". А следом - "Приключения Гекльберри Финна".

Помимо фирменного юмора и веселья, Марк Твен в обоих произведениях сообщает читателю массу подробностей о жизни американской глубинки того времени. Причём подаётся эта информация исключительно глазами детей.
М.Твен. Приключения Гекльберри Финна
Отдельное и крайне существенное место в повседневном общении героев и буквально во всех приключениях занимают всевозможные приметы и их истолкования.
Раньше, когда я читал "Приключения Тома Сойера" в детстве, множественные нелепо-весёлые описания примет меня просто забавляли. Но теперь, слегка отягощённый за прошедшие годы багажом знаний, я увидел в этих описаниях нечто большее.

Чем, по сути, является примета?

Человек, по устройству своему, всегда хочет хотя бы немного заглядывать в ожидающее его будущее. И постоянно пытается подмечать в окружающем настоящем (да и в прошлом тоже) закономерности, из которых выводятся оценки грядущего.

Можно с уверенностью утверждать - подобное поведение было свойственно людям с додревних этапов их существования. Примета и есть зафиксированная в сознании и считающаяся реальной взаимосвязь между какими-либо событиями.
Но, с течением времени, деятельность по выявлению и накоплению в сознании взаимосвязей между происходящими событиями не оставалась неизменной.

Человек глубокой древности, полностью существовавший во власти мифа и обладавший зачатками разума, проводил лишь самый поверхностный анализ окружающих его событий и их связи между собой. Буквально, это называется "мифологическим мышлением".
Любые два события, замеченные древним человеком, могли в его сознании оказаться произвольно соединёнными друг с другом по принципу "если А, то Б". Причём, в реальности между этими двумя событиями могло не быть совсем никакой связи.

Например, человек уронил ложку и в этот момент начался дождь. Индивидуальные особенности его восприятия привели к тому что два этих события в его сознании оказались соединены. И вот у него появляется примета: "уронить ложку - к дождю".
Очевидно, что среди массы окружающих нас (и окружавших наших далёких предков) событий действительно встречаются взаимосвязанные. И если не пытаться простраивать связи, поначалу даже нелепые, не получится никакого освоения реальности. Отмеченные связи проходят отсев при повторах или отсутствии повторов ухваченной "закономерности" и через "оценку" в коммуникации с другими людьми.

Но в "мифологическом сознании" важно именно отсутствие хотя бы небольшого и поверхностного анализа. Буквально, раз случившееся совпадение в мозгу древнего человека может становиться неопровержимым законом, который далее, как нечто самоочевидное, будет использован в попытках предсказать будущее или объяснить случившееся.

Дабы проиллюстрировать подобное, дам слово герою М.Твена.
В процитированном отрывке Гек Финн повествует читателю о том как плохо притрагиваться к змеиной коже:
"Джим пролежал четыре дня и четыре ночи. После того опухоль спала, и он выздоровел. Я решил, что ни за какие коврижки больше не дотронусь до змеиной кожи, – ведь вон что из этого получается. Джим сказал, что в следующий раз я ему, надо полагать, поверю: брать в руки змеиную кожу – это уж такая дурная примета, что хуже не бывает; может, это еще и не конец. Он говорил, что во сто крат лучше увидеть молодой месяц через левое плечо, чем дотронуться до змеиной кожи. Ну, я и сам теперь начал так думать, хотя раньше всегда считал, что нет ничего глупее и неосторожней, как глядеть на молодой месяц через левое плечо. Старый Хэнк Банкер один раз поглядел вот так да еще и похвастался. И что же? Не прошло двух лет, как он в пьяном виде свалился с дроболитной башни и расшибся, можно сказать, в лепешку; его всунули между двух дверей вместо гроба и, говорят, так и похоронили; сам я этого не видел, а слыхал от отца. Но, уж конечно, вышло это оттого, что он глядел на месяц через левое плечо, как дурак."

Способность подмечать закономерности, способность анализировать реальность и правильно на неё реагировать, позволяющая человеку вырываться из животного мира, оказывается благодаря такому подходу практически нейтрализована чем-то вроде рефлекса, вызванного абсолютной верой в силу подобных примет.

В голову героям не приходит, что причина падения пьяного с большой высоты - его неспособность себя контролировать и притуплённое опьянением чувство опасности. Весь огромный жизненный путь, пройденный указанным пьяницей за два года и завершившийся таким финалом, оказывается отброшен в анализе из-за "неопровержимости" ужасной приметы - посмотреть на молодой месяц через левое плечо.

И заметим, дело происходит не где-то в странах Африки или глубине джунглей Амазонки. Герои живут рядом с Миссисипи в одной из самых развитых стран середины XIX в. - США!
Для меня при повторном прочтении приключений Сойера и Финна было очень выпуклым именно это - архаичная темнота людей, живущих, казалось бы, вблизи от цивилизации (если даже мы не будем причислять жителей захолустного городишки к ней, то они с ней постоянно соприкасаются).

Но описанная Твеном способность и готовность людей вместо критического анализа пользоваться "мифологическим мышлением" имеет свои (пусть и кажущиеся в книгах необъятными) пределы и своё объяснение. Всё-таки речь идёт о мальчишках, ещё совсем детях. А они невероятно подвержены влиянию окружающего мира и, конечно, взрослых.
Вот, у Гека "мифологическое мышление" есть часть полученного воспитания. Причём оно легко может сосуществовать с житейской грамотностью, способностью себя прокормить и просто выжить без помощи взрослых.

Читая М.Твена я, наверно, впервые задумался о том насколько же мы колоссально, при отсутствии заметных внешних отличий, по устройству личности разнимся с нашими предками. Хотя подобные элементы архаики нередко встречаются и у современных людей, но масса систем, внедрённых в сознание образованием и воспитанием, делает наше мировосприятие принципиально отличным от описанного М.Твеном.

И тут меня спросят: а зачем в заглавии поста наличествуют фамилия Порошенко и слово "регресс"?

Определив "регресс" как "вторичное опрощение" - т.е. антипод прогрессу и развитию, ещё раз отмечу, что герои М.Твена есть пример архаики в прогрессирующем обществе. Проходящие вокруг процессы рано или поздно приведут к их избавлению от "мифологического мышления". Конечно, книги написаны о другом и мы на примере Тома Сойера подобного избавления не увидим.

Но перейдём к регрессу и Порошенко.
Вот новость на весьма известном в среде неравнодушных к судьбе Донбасса людей сайте русвесна: Порошенко и знаки смерти (ФОТО+ВИДЕО) ​

Предлагаю читателю ознакомиться с данной статьёй, её содержанием и стилистикой.
Следом предлагаю обратить внимание на количество просмотров, любезно указываемое ресурсом под статьёй. На момент написания мной данной заметки там что-то около 160 тысяч.

И вот лично мне интересно: администраторы этого ресурса, разместившие подобную новость, осознают эффект от данного своего вклада в информационную войну?

Чем, по факту, занимаются люди, которые подмечают и раскручивают всевозможные "знаки смерти", а так же прочую подобную чушь?

Они способствуют тому что общество, к которому они обращаются, возвращается к более примитивным способам восприятия действительности - т.е. вторично архаизируется, или, если по-научному - регрессирует, а если по-простому - дичает. И отодвигается адекватной оценки окружающего мира вместо того чтобы более совершенными методами осмысливать реальность, своё положение в ней, выявлять протекающие процессы и требуемые шаги, а затем - действовать. Получается, искатели "знаков смерти" вольно или невольно занимаются вредительством.

Правда - зачем нужны тяжёлые усилия жителей Донбасса по восстановлению разрушенной карателями инфраструктуры, зачем ежедневный героизм ополченцев и простых людей, разве важно сохранять стойкость и выдержку долгими месяцами, пока идёт гражданская война?
Ведь уже столько признаков, что "Порошенко скоро сдохнет!". Подумаешь, есть ещё Яценюк, Турчинов, Аваков и иже с ними! То есть нет, стоп! Не подумаешь.
Если об этом подумать - страшно становится. Сколько ещё предстоит до победы вытерпеть! Лучше очередную "знакосмертельную" фото поискать и камланием над ней заняться - вдруг правда поможет!

Кто-то скажет: "Но ведь людям нужно ободрение! Путь к победе очень долог и невероятно труден. Уже перенесены ужасные тяготы и лишения и всем понятно, что до конца ещё очень далеко. Люди устали, их надо воодушевить! Они ненавидят Порошенко как олицетворение хунты и у них есть на то масса страшных причин. Так пусть же порадуются тому, что Порошенко грозят страшные кары!"

Да, никто не спорит. Поддерживать силы духа необходимо.
Но зачем воодушевлять, неявно обесценивая при этом собственный вклад людей в то, что уже свершилось и то, что предстоит сделать?

Ведь, если считать эти приметы хоть сколько-то близкими к реальности, Порошенко воздастся по заслугам вовсе не благодаря стойкости и героизму жителей Донбасса.
Он получит своё потому что его пару раз сфотографировали на фоне петель, похожих на виселицы. А может быть, его судьбу решит падение солдата во время президентской инаугурации.

Глупость, правда?

Tags: Донбасс, Порошенко, архаика, информационная война, регресс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments